Цепной привод
Фото автора, Романа ТАРАСЕНКО и Николая ПАНОВА Экспертная группа: Дмитрий СИЛИН, Николай ОЛЕЩУК
Зима у нас нынче знатная:январь, февраль, феврарт, феврель...Под колесами — снег и лед!Что делать дальнобойщику? Буксовать?Или надевать цепи, о которых чиновники и пресса дружно заговорили после коллапса на питерской трассе? Мы взяли три комплекта цепей — и отправились на Дмитровский автополигон на новеньком тягаче Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом. Геннадий БОРИСОВ |
О том, что произошло в начале зимы на трассе М10 между Москвой и Питером, наверняка знают даже водители, живущие на Дальнем Востоке. Как всегда, неожиданно, повалил снег, а дорожники оказались «не готовы» — и пробка из забуксовавших фур растянулась на сотни километров. Неудивительно, что после этого последовали громкие призывы «переобуть» все грузовики в зимнюю, да еще шипованную резину — и обязать дальнобойщиков возить с собой цепи противоскольжения.
Конечно, если коммунальные службы не будут чистить дороги, а инспекторы ГИБДД «разруливать» сложные ситуации, не помогут ни шипы, ни цепи. К тому же в подавляющем большинстве случаев грузовикам достаточно всесезонных шин с маркировкой «М+S» («Грязь и снег»), на которых обычно и ездят дальнобойщики в России. А вот что касается цепей...
У большинства российских дальнобойщиков их нет. Однако купить цепи не проблема — и российские, и зарубежные, по самым разным ценам, от нескольких тысяч рублей до тысячи с лишним долларов. Мы же испытали только три комплекта, причем недорогих. В рамках теста не планировалось оценивать качество, надежность, долговечность и даже удобство установки. Главное — понять, стоит возить с собой лишнее «железо» или нет? |
||
Введение в тему Итак, «дальнобойные» цепи предназначены, как правило, для ведущих колес тягача и бывают разных конфигураций. Наиболее простые и дешевые официально называются «сектор», а на водительском жаргоне — «перемычка» (поскольку как бы «перехватывают» наружные шины ведущей оси в одном месте наподобие браслета). Более серьезные цепи, которые охватывают колесо целиком, именуются водителями «шубой». Мы взяли полноразмерные «шубы» московской компании Автоцепь трех видов. «Лесенка» (ее надевают на внешние колеса ведущей оси) в расправленном состоянии действительно похожа на лестницу, «сота» имеет ромбовидный рисунок, «спарка» — та же «лесенка», только более широкая: ее устанавливают сразу на два спаренных колеса ведущей оси. Самой тяжелой оказалась «сота»: комплект весит почти 35 кг! «Спарка» чуть легче, около 32 кг. А наиболее легкая, примерно 21,5 кг — «лесенка». Кстати, для уменьшения веса обвязку цепей делают из стального прутка диаметром 6 мм, а вот рабочие звенья — уже из восьмимиллиметрового прутка (материал — сталь 3). На что будем надевать стальные «шубы»? На роскошный 600-сильный Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом Schmitz, который мы одолжили у компании Вольво Восток! Этот тягач — уже уходящего поколения, но в наиболее богатой стандартной спецификации, которую компания предлагает в России. |
Здесь самая высокая кабина Globetrotter XL, роботизированная коробка передач 1-Shift, два бака общей вместимостью 1200 л. Шины — всесезонные Michelin X Energy 315/70 R22.5. Покупатель такого красавца получает в подарок бесплатную поездку на рыбалку в Таиланде или во фьордах Норвегии. Насчет фьордов — это нам в самый раз: добраться туда на фуре зимой через перевал без цепей невозможно! Да и цепи там рвутся почем зря. Вот и мы перед испытаниями на всякий случай демонтировали у тягача задние пластиковые крылья и закрыли топливные баки толстой фанерой, чтобы не повредить их, если цепь лопнет. Кстати, после многочасовых издевательств мы действительно порвали «соту» и «спарку», но обошлось без повреждений машины, а у нас были запасные комплекты. Снятые крылья существенно упростили установку цепей: по рекомендациям производителей цепи надо сначала «расстелить» на дороге, потом наехать на них, расправить и застегнуть. Мы же действовали наоборот: набрасывали цепи сверху на колеса, расправляли и, проехав немного вперед, застегивали замки. При определенном навыке «оцеповать» ведущие колеса можно за пять—десять минут, а проще всего надевается «лесенка». Но в любом случае удовольствие — ниже среднего. Понятно, почему водители не очень любят эту процедуру!
|
|
|
Тянем-потянемСначала мы решили оценить силу тяги, которую развивает наш могучий Volvo в цепях на снегу и на льду специально залитого катка. Через динамометр зацепили сзади старенький Mercedes нашего эксперта Дмитрия Силина, связав машины ремнями для крепления груза. Забегая вперед, скажем, что ремни порвались после третьей попытки: пришлось переходить на металлический трос. Volvo на «цепном приводе» легко потащил за собой «мерса» массой около семи тонн, причем торможение колесными механизмами Мерседеса ни к чему не привело: он тащился за FH волоком, как корова на веревке, — что на льду, что на снегу. Да так мы ничего не измерим! Пришлось сцеплять Mercedes с фурой: масса «баржи на буксире» возросла, и вместо шести колес Силин тормозил всеми двенадцатью. В какой-то момент Volvo начинал-таки буксовать — и мы фиксировали максимальное значение на динамометре. Выяснилось, что лучше всего «тянет» мощная «спарка», особенно на снегу: «обутый» в нее Volvo преспокойно тащил за собой автопоезд Силина со всеми заторможенными колесами. Пришлось (бабка за дедку, дедка за репку) приглашать на помощь армейский вездеход КАМАЗ, и только тогда, тормозя еще и КАМАЗом, удалось заставить Volvo буксовать. А если бы буксируемые водители не жали на тормоза, «обутый» в «спарку» Volvo FH мог таскать за собой хвост из тягача, фуры и вездехода хоть целый день — пока цепи не порвутся. И дело не в каких-то фантастических особенностях конкретного тягача, а в законах физики. На льду цепи вгрызаются в твердую поверхность, но сильно не заглубляются. Другое дело снег: в него цепи проваливаются полностью. Но если они надеты только на внешние колеса, то внутренние колеса становятся как бы опорами и разгружают цепи, не позволяя до конца реализовать сцепной вес. А «спарка», надетая сразу на оба сдвоенных колеса, лишена этого недостатка: тягач прет как танк, даже след похож на гусеничный! Мы думали, что на втором месте по тяге будет металлоемкая «сота». Как бы не так — простецкая «лесенка»! На льду она отстала от «спарки» по тяговому усилию всего на 4,2% (но выиграла у «соты» на 20%), на снегу проиграла «спарке» примерно на 20%, зато тянула лучше, чем «сота», на восемь процентов.Кстати, на удивление неплохой оказалась тяга вовсе без цепей (свою лепту в этот результат внесла противобуксовочная система автомобиля). Даже на льду динамометр показал целую тонну! |
Дмитрий СилинДальнобойщик-частник, водит тягач Mercedes SK1838 Мои впечатления от испытаний можно выразить одной фразой: если цепи есть — очень хорошо, если их нет — то лучше, чтобы они были. В эту зиму цепи оказались просто необходимы: с ними я выбирался из сложных ситуаций, наверное, в 95% случаев. Конечно, пару раз уже и цепи не помогали. Фуру начало складывать, снегу много, бордюр мешает... Тут уже только трактор вытащит. Но обычно — первая попытка, вторая, третья — машина не идет. Цепи надел — пошла. Причем даже если не можешь нормально натянуть замок и цепи провисают — они все равно работают. Конечно, если 15—20 раз пытался тронуться без цепей и «посадил» машину, тогда уже сам виноват. У меня тягач ночует на стоянке недалеко от шоссе. Утром прихожу — пушистого снегу за ночь насыпало. А на выезде — горочка, которую летом даже не замечаешь. Я сразу надеваю цепи и не снимаю их, пока не выеду на шоссе. Потом приезжаешь на разгрузку на завод, там уже снег перемешан, все буксуют. А я опять кум королю — в це¬пях. Другие водители подходят: «Брат, дай цепи выехать!» Начинают оправдываться: мол, шеф ни за что деньги на цепи не даст. Но ездить-то тебе, а не шефу! Такая вот проза жизни. |
![]() ![]() ![]() |
|
Водитель-международник, работает на тягаче DAF XF105
|