Работаем с 2003 года
ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ, ИСПЫТАНО НА СЕБЕ!
График работы: 10:00 - 19:00 по договоренности
Menu

ЦЕПИ противоскольжения

OFF-ROAD снаряжение

Цепной привод

Фото автора, Романа ТАРАСЕНКО и Николая ПАНОВА Экспертная группа: Дмитрий СИЛИН, Николай ОЛЕЩУК

Зима у нас нынче знатная:январь, февраль, феврарт, феврель...Под колесами — снег и лед!Что делать дальнобойщику? Буксовать?Или надевать цепи, о которых чиновники и пресса дружно заговорили после коллапса на питерской трассе? Мы взяли три комплекта цепей — и отправились на Дмитровский автополигон на новеньком тягаче Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом.

Геннадий БОРИСОВ

 

 

 

Силу тяги мы измеряли при помощи старого (год выпуска — 1975), но точного динамометра

 

 

 

  О том, что произошло в начале зимы на трассе М10 между Мо­сквой и Питером, наверняка знают даже водители, живущие на Дальнем Востоке. Как всегда, неожи­данно, повалил снег, а дорожники ока­зались «не готовы» — и пробка из за­буксовавших фур растянулась на сотни километров. Неудивительно, что после этого последовали громкие призывы «переобуть» все грузовики в зимнюю, да еще шипованную резину — и обязать дальнобойщиков возить с собой цепи противоскольжения.

 

Конечно, если коммунальные службы не будут чистить дороги, а инспекторы ГИБДД «разруливать» сложные ситуации, не помогут ни шипы, ни цепи. К тому же в подавляющем большинстве случаев грузовикам достаточно всесезонных шин с маркировкой «М+S» («Грязь и снег»), на которых обычно и ездят дальнобойщики в России. А вот что касается цепей...

 

У большинства российских дальнобой­щиков их нет. Однако купить цепи не проблема — и российские, и за­рубежные, по самым разным ценам, от нескольких тысяч рублей до тысячи с лишним долларов. Мы же испытали только три комплекта, причем недоро­гих. В рамках теста не планировалось оценивать качество, надежность, долго­вечность и даже удобство установки. Главное — понять, стоит возить с собой лишнее «железо» или нет?

Введение в тему

Итак, «дальнобойные» цепи предна­значены, как правило, для ведущих колес тягача и бывают разных конфигураций. Наиболее простые и дешевые официаль­но называются «сектор», а на водитель­ском жаргоне — «перемычка» (поскольку как бы «перехватывают» наружные шины ведущей оси в одном месте наподо­бие браслета). Более серьезные цепи, которые охватывают колесо целиком, именуются водителями «шубой».

Мы взяли полноразмерные «шубы» московской компании Автоцепь трех ви­дов. «Лесенка» (ее надевают на внешние колеса ведущей оси) в расправленном состоянии действительно похожа на лест­ницу, «сота» имеет ромбовидный рисунок, «спарка» — та же «лесенка», только более широкая: ее устанавливают сразу на два спаренных колеса ведущей оси.

 Самой тяжелой оказалась «сота»: ком­плект весит почти 35 кг! «Спарка» чуть легче, около 32 кг. А наиболее легкая, примерно 21,5 кг — «лесенка». Кстати, для уменьшения веса обвязку цепей делают из стального прутка диаметром 6 мм, а вот рабочие звенья — уже из восьмимиллиметрового прутка (материал — сталь 3).

На что будем надевать стальные «шубы»? На роскошный 600-сильный Volvo FH16 Гольфстрим с полуприцепом Schmitz, который мы одолжили у компа­нии Вольво Восток! Этот тягач — уже уходящего поколения, но в наиболее богатой стандартной спецификации, которую компания предлагает в России.

 

 Здесь самая высокая кабина Globetrotter XL, роботизированная коробка передач 1-Shift, два бака общей вместимостью 1200 л. Шины — всесезонные Michelin X Energy 315/70 R22.5. 

 Покупатель такого красавца получает в подарок бесплатную поездку на рыбалку в Таиланде или во фьордах Норвегии. Насчет фьордов — это нам в самый раз: добраться туда на фуре зимой через перевал без цепей невозможно! Да и цепи там рвутся почем зря. Вот и мы перед испытаниями на всякий случай демонтировали у тягача задние пласти­ковые крылья и закрыли топливные баки толстой фанерой, чтобы не повредить их, если цепь лопнет. Кстати, после многоча­совых издевательств мы действительно порвали «соту» и «спарку», но обошлось без повреждений машины, а у нас были запасные комплекты.

 Снятые крылья существенно упростили установку цепей: по рекомендациям производителей цепи надо сначала «расстелить» на дороге, потом наехать на них, расправить и застегнуть. Мы же дей­ствовали наоборот: набрасывали цепи сверху на колеса, расправляли и, проехав немного вперед, застегивали замки.

 При определенном навыке «оцеповать» ведущие колеса можно за пять—де­сять минут, а проще всего надевается «лесенка». Но в любом случае удоволь­ствие — ниже среднего. Понятно, почему водители не очень любят эту процедуру! 

  

 


Тянем-потянем

 Сначала мы решили оценить силу тяги, которую развивает наш могучий Volvo в цепях на снегу и на льду специально залитого катка. Через динамометр зацепили сзади старенький Mercedes на­шего эксперта Дмитрия Силина, связав машины ремнями для крепления груза. Забегая вперед, скажем, что ремни порвались после третьей попытки: пришлось переходить на металлический трос.

 Volvo на «цепном приводе» легко потащил за собой «мерса» массой около семи тонн, причем торможение колесными механизмами Мерседеса ни к чему не привело: он тащился за FH волоком, как корова на веревке, — что на льду, что на снегу. Да так мы ничего не измерим!

 Пришлось сцеплять Mercedes с фурой: масса «баржи на буксире» возросла, и вместо шести колес Силин тормозил всеми двенадцатью. В какой-то момент Volvo начинал-таки буксовать — и мы фиксировали максимальное значение на динамометре.

 Выяснилось, что лучше всего «тянет» мощная «спарка», особенно на снегу: «обутый» в нее Volvo преспокойно тащил за собой автопоезд Силина со всеми заторможенными колесами. Пришлось (бабка за дедку, дедка за репку) при­глашать на помощь армейский вездеход КАМАЗ, и только тогда, тормозя еще и КАМАЗом, удалось заставить Volvo бук­совать. А если бы буксируемые водители не жали на тормоза, «обутый» в «спарку» Volvo FH мог таскать за собой хвост из тягача, фуры и вездехода хоть целый день — пока цепи не порвутся.

 И дело не в каких-то фантастических особенностях конкретного тягача, а в законах физики. На льду цепи вгрызают­ся в твердую поверхность, но сильно не заглубляются. Другое дело снег: в него цепи проваливаются полностью. Но если они надеты только на внешние колеса, то внутренние колеса становятся как бы опорами и разгружают цепи, не позволяя до конца реализовать сцепной вес. А «спарка», надетая сразу на оба сдвоенных колеса, лишена этого недо­статка: тягач прет как танк, даже след похож на гусеничный!

 Мы думали, что на втором месте по тяге будет металлоемкая «сота». Как бы не так — простецкая «лесенка»! На льду она отстала от «спарки» по тяговому уси­лию всего на 4,2% (но выиграла у «соты» на 20%), на снегу проиграла «спарке» примерно на 20%, зато тянула лучше, чем «сота», на восемь процентов.Кстати, на удивление неплохой оказалась тяга вовсе без цепей (свою лепту в этот результат внесла противобуксовочная система автомобиля). Даже на льду динамометр показал целую тонну!

      

Дмитрий Силин

Дальнобойщик-частник, водит тягач Mercedes SK1838

Мои впечатления от испытаний можно выразить одной фразой: если цепи есть — очень хорошо, если их нет — то лучше, чтобы они были.

В эту зиму цепи оказались просто необходимы: с ними я выбирался из сложных ситуаций, наверное, в 95% случаев. Конечно, пару раз уже и цепи не помогали. Фуру начало складывать, снегу много, бордюр мешает... Тут уже только трактор вытащит.

Но обычно — первая попытка, вторая, третья — машина не идет. Цепи надел — пошла. Причем даже если не можешь нормально натянуть замок и цепи провисают — они все равно работают. Конечно, если 15—20 раз пытался тронуться без цепей и «посадил» машину, тогда уже сам виноват.

У меня тягач ночует на стоянке недалеко от шоссе. Утром прихожу — пушистого снегу за ночь насыпало. А на выезде — горочка, которую летом даже не замечаешь. Я сразу надеваю цепи и не снимаю их, пока не выеду на шоссе.

Потом приезжаешь на разгрузку на завод, там уже снег перемешан, все буксуют. А я опять кум королю — в це¬пях. Другие водители подходят: «Брат, дай цепи выехать!» Начинают оправдываться: мол, шеф ни за что деньги на цепи не даст. Но ездить-то тебе, а не шефу! Такая вот проза жизни.

  Автопоезд в цепях уверенно пошел по снегу глубиной 15-20см
По льду и снегу
 Если по тяге «спарка» выиграла у всех, то по поведению на дороге однозначно проиграла. С ней заднюю ось тягача заносит больше всего, и автопоезд приходится активно «ловить» рулем. А устойчивее всего вел себя тягач с «сотой», причем чем выше скорость, тем заметнее была разница. Кстати, максимальная скорость, с которой производитель цепей разрешает движение, — 40 км/ч, но мы в качестве эксперимента разгонялись на закрытых дорогах автополигона даже до 70 км/ч, чего в обычных условиях делать не рекомендуем.
 Теперь — разгоны и торможения. Здесь тоже не обошлось без неожидан¬ностей: на укатанном снегу автопоезд лучше всего тормозил и разгонялся без цепей. Причем преимущество весьма заметно: разгон динамичнее на 15—26%, торможение эффективнее на 3—30%. А вот на льду все наоборот: тягач без цепей разгоняется медлен¬нее на 32—41% и тормозит хуже на 9—34%. Правда, здесь у нас не сложилось строгой академической картины происходящего: скажем, при торможении «сота» показала самые плохие результаты, а на разгоне практически лучшие, что не очень логично. Скорее всего, наличие цепей внесло коррективы в алгоритм работы АБС и противобуксовочной системы ASR.
 Но общий вывод ясен: ехать по льду надежнее с цепями, а вот по укатанному (но не рыхлому) снегу — без цепей. Правда, это справедливо только для машин с АБС, ASR и нормальными всесезонными шинами.
 Поскольку дальнобойный автопоезд не предназначен для внедорожных экспедиций, мы не стали проводить заезды на целине. Но ради интереса загнали сцепку со «спаркой» на колесах в снег глубиной 15—20 см. Результат превзо-шел все ожидания: автопоезд, причем с выключенной блокировкой межколесно- го дифференциала, ехал хотя и с пробук¬совками, но вполне уверенно. Без цепей никакая блокировка не помогла бы!
 Но самое сильное впечатление произвел вот какой случай. Когда мы испытывали цепи на подъемах, Дмитрий Силин решил проверить, сможет ли его автопоезд без цепей с разгона заехать на длинный обледеневший подъем. Наш фотограф, решив запечатлеть этот под-виг, рванул вперед на легковушке. Но сам забуксовал прямо на подъеме!
 А Дима уже полным ходом пошел на штурм высоты. И, объезжая застрявшую легковушку по нерасчищенной полосе, тоже остановился в снегу. Классическая ситуация: обе полосы заблокированы, сзади скапливается многокилометровая пробка, в интернете уже полно сообщений о коллапсе на трассе... К счастью, дело происходило на пустых дорогах автополигона, но что дальше? Вызы¬вать тягач-эвакуатор? Ведь даже если насыпать под колеса песок, автопоезд не тронется в гору. Мы же надели цепь всего на одно колесо тягача Силина, тот включил блокировку — и спокойно уехал вверх с «места происшествия».
 Затем, уже на Volvo с полуприцепом, мы легко поднялись в цепях на подъемы крутизной 6% и 8%. Правда, забук-совали на середине 10-процентного подъема, но только потому, что коробка передач работала в автоматическом режиме. В определенный момент она решила переключиться на ступень ниже, скорость упала... Цепи хотя и «прогрызли» снег и лед до бетона, но тронуться мы уже не смогли. Пришлось скатываться вниз задним ходом. Однако если перед подъемом переключить коробку передач в ручной режим — вполне можно залезть и на такую гору.Надевать и снимать цепи - не самая приятная процедура
Во время испытаний мы так увлеклись, что порвали баян... То есть пару цепейВо время испытаний мы так увлеклись, что порвали баян... То есть пару цепей

 Николай Панов

Водитель-международник, работает на тягаче DAF XF105

 В ряде европейских стран (Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Италии, Австрии, Швейцарии, даже соседней Украине) зимой встречаются специ­альные знаки, на которых изображе­но колесо, «обутое» в цепь. Под знаком может быть табличка, ограничивающая его действие по времени года: например, с 15 ноября по 15 апреля, когда возможно выпадение снега.

 Что означает этот знак? «Движение только в цепях»? Нет. Решение об установке цепей водитель принимает самостоятельно, исходя из конкретной ситуации. Однако знак предупреж­дает: в машине должны находиться цепи, и когда не уверен — надень их!

 Если водитель забуксует на этом участке в цепях, полиция ему и слова не скажет. Но если он заблокирует движение в зоне действия знака, а машина не «обута» в цепи — тогда грозит штраф до нескольких тысяч евро. Опасность таится не только на подъемах, но и на спусках: автопоезд без цепей может запросто «понести» и никакие тормоза с АБС не помогут.

 Могут оштрафовать и за то, что автопоезд в принципе не укомплекто­ван цепями — так же, как аптечкой и огнетушителем. Скажем, в Словакии штраф за это равен 60 евро. Правда, наличия цепей требуют далеко не везде, но в одних странах (те же Че­хия, Австрия и т.д.) их наличие могут проверить на границе, в других — в зоне действия знака.

 Сам я постоянно вожу с собой самые простые «перемычки» (они охватывают протектор в одном месте поперек). А вот австрийцы и швей­царцы требуют наличия полноценной стальной «шубы» на ведущие колеса. При этом там могут спросить и сер­тификат на цепи — чтобы водители не «пускали пыль в глаза», комплек­туя машины дешевой китайской продукцией.

 Конечно, в Европе зимой тоже ругают дорожников, но они там работают очень быстро и оперативно, причем во время сильных снегопадов перекрывают дороги, пока их не расчистят. А когда дорога почищена и обработана, уже никакие цепи не нужны. К тому же представьте, каково водителям сотен грузовиков останавливаться и надевать цепи! И где это делать? Если съехать на за­снеженную обочину, может стащить в кювет. «Обуваться» прямо на трассе — очень опасно. В ряде мест перед подъемами есть специальные площад­ки, но их очень мало.

 Поэтому на практике цепи применя­ют не столько на трассах, сколько на заснеженных парковках и погрузоч­но-разгрузочных площадках, и то в основном не в Европе, а в России.

 Отдельно надо сказать о Норвегии с ее узкими извилистыми дорогами, крутыми спусками и подъемами. Повороты бывают такие, что, как шутят ребята, «можно увидеть номер на полуприцепе»! А не рассчитал воз­можности, застрял и заблокировал зимнюю дорогу без цепей — вне за­висимости от твоего желания приедет огромный тягач-эвакуатор службы Викинг и оттащит тебя на ближайшую площадку. Разумеется, не бесплатно: говорят, услуга стоит от 800 евро.

 Что и говорить, суровые условия — поэтому норвежские власти обязыва­ют водителей иметь цепи не только для колес ведущей оси, но и для передних управляемых колес, и даже для трех колес полуприцепа. Всего должно быть не меньше семи цепей на автопоезд: их наличие может в любой момент проверить полиция и наказать за «недокомлект». Кстати, сами норвежцы эксплуатируют не столько сцепки «тягач+полуприцеп», сколько «грузовик+прицеп», чтобы зимой можно было работать с одним грузовиком (у него меньше шансов забуксовать).

 Россия, конечно, большая — и цепи действительно могут выручить при до­рожном форс-мажоре. Но требовать их наличия на питерской трассе, где, кроме нескольких подъемов-спусков в районе Валдая, гор нет, а поток столь плотный, что половина снега зача­стую вообще не долетает до дороги, это абсурд.

 Да и требовать «переобувания» в зимнюю резину вместо всесезонной нет смысла. Рейс зачастую проходит в разных климатических условиях (например, поездка из Сибири в Испанию), а больше половины между­народных автопоездов на наших трассах «прописаны» в Европе, где и климат мягче, и дороги лучше. 

 

Ранее просмотренные